Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше. Так и главный бухгалтер может сменить работу. Новому специалисту часто необходимо за короткое время принять дела, оценить порядок ведения учета, возможные ошибки и риски.
Порядок передачи дел
В настоящее время не существует специального правового документа, регламентирующего процедуру передачи дел увольняемого главного бухгалтера. Тем не менее не вызывает сомнения целесообразность оформления приема-передачи дел при уходе главного бухгалтера, особенно на крупных предприятиях или если на главного бухгалтера дополнительно возложены обязанности по ведению кассы, отчетов по складам, производствам и т.д. Вместе с тем, ранее, в советское время, в Постановлении Совмина СССР от 24.01.1980 N 59, была закреплена обязанность осуществления приемки и сдачи дел при назначении и освобождении главного бухгалтера путем оформления акта после проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности.
В настоящее время порядок приемки-передачи дел главного бухгалтера или иных материально ответственных лиц следует закрепить в локальном акте организации. В соответствующей инструкции целесообразно отразить передачу:
- регистров бухгалтерского и налогового учета;
- локальных актов (учетная политика, положения об инвентаризации);
- отчетности;
- денежных средств и материальных ценностей;
- актов камеральных и налоговых документов.
Из актов камеральных и налоговых проверок новый бухгалтер может выявить основные нарушения, риски, возникающие в организации в части ведения бухгалтерского и налогового учета.
Поскольку согласно закону «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерская отчетность должны храниться не менее пяти лет (ст. 17) должны храниться в течение 5 лет, то именно наличие данных документов должно быть проверено новым главным бухгалтером.
Кроме того, в локальном акте должен быть закреплен порядок передачи книг и журналов:
- регистрации доверенностей;
- регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста;
- кассовой книги;
- книги покупок и продаж и т.д.
Целесообразно также в локальном акте установить порядок проведения инвентаризации всего имущества и обязательств организации. В случае смены главного бухгалтера рекомендуется провести хотя бы выборочную инвентаризацию имущества и обязательств организации. Случаи, когда инвентаризация обязательна, перечислены в п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Случаи обязательного проведения инвентаризации, в частности:
- смена материально ответственных лиц;
- выявление фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- реорганизация или ликвидация организации.
В целях оценки ведения учета следует обратить внимание на следующее:
- отражение всех хозяйственных операций в бухгалтерском учете;
- наличие большой дебиторской и кредиторской задолженности;
- наличие фактов осуществления проводок в учете без заключения договоров;
- отсутствие подтверждающих документов (накладных, актов);
- неправильное заполнение счетов-фактур;
- взаимодействие с фирмами-однодневками.
Следует прежде всего, выделить грубые нарушения бухгалтерского и налогового учета.
К "грубому нарушению правил ведения бухгалтерского учета и представлению бухгалтерской отчетности" целесообразно относить следующие деяния:
- отсутствие первичных документов;
- отсутствие регистров бухгалтерского учета;
- отсутствие бухгалтерской отчетности;
- систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное и неправильное отражение в первичных документах, на счетах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности хозяйственных операций денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений;
- нарушение установленных законодательством порядка и сроков хранения бухгалтерской отчетности;
- нарушение установленных законодательством о бухгалтерском учете сроков представления бухгалтерской отчетности.
Читать далее http://bs-st.ru/public/?id=234