выбор региона
+ Добавить
Компанию, объявление, отзыв...

Амортизация, как инструмент социально-экономической политики государства

11.02.2014

Амортизация, как инструмент

социально-экономической политики государства

 

© Солодов А.К.

действительный член (академик) по Отделению

экономической теории, системного анализа

и математического моделирования IAS PID,

действительный государственный советник РФ 3 класса,

кандидат экономических наук

 

Один из путей к геополитическому и социальному расцвету государства - комплекс мероприятий по внедрению в экономику и производство эффективных, социально привлекательных и ресурсосберегающих технологий и услуг.

Созидая в этом направлении государство, из арсенала актуальной экономической науки, как правило, использует налоговые льготы и преференции, а также амортизационные отчисления. Эти отчисления, в силу известных теоретических обоснований и правовых норм, прямо предназначены для накопления финансовых ресурсов, инвестируемых в обновление и модернизацию основных фондов производств.

Но всегда ли фонд амортизации выполняет свое прогрессивное предназначение? В какой мере амортизация является фактором формирующим цену продукции? Как амортизация реально влияет на экономику государства в целом и формирование показателя валового внутреннего продукта (ВВП) в частности? Можно ли согласовать социально-экономические интересы государства и финансово-хозяйственные интересы частного бизнеса, используя в качестве инструмента механизм амортизации?

Ответам на эти вопросы, применительно, прежде всего, к российской действительности, посвящена настоящая работа, задачей которой являлось следующее:

- показать необходимость обновления и модернизации основных фондов предприятий и организаций – осуществив для этого анализ соответствия социально-экономической ситуации, целям, поставленным Президентом России Правительством Российской Федерации;

- исследовать влияние амортизационных отчислений на финансово-экономическую деятельность хозяйствующих субъектов и основные макроэкономические показатели развития российской экономики, используя данные официальной государственной статистики;

- наметить и обосновать на уровне теории новые возможности амортизации, как инструмента, стимулирующего развитие отдельных предприятий и организаций, а также государства в целом.

Ниже мы приводим основные положения и результаты проведенной работы:

1. Социально-экономическая ситуация и задачи, поставленные Президентом Росссийской Федерации, по укреплению и развитию экономики России.

Президент Российской Федерации В.В. Путин 25 октября 2006 года, отвечая на вопросы граждан России в прямом эфире, охарактеризовал экономику следующим образом: «Экономический рост за последние годы составляет около 7% ежегодно. В этом году мы вышли на 6,6%», – отметил он. Президент подчеркнул, что «в Европе этот показатель составляет 1–3%, в США – около 3%, в Азии – примерно 10%. В целом мы в середине» По словам президента, удается решать и социальные проблемы. Рост реальных доходов населения составил примерно 11%, рост зарплаты – 12,8%, рост пенсий в реальном выражении – 6,1%. В числе трудностей Путин выделил два пункта: «Мы фиксируем снижение темпов роста промышленного производства – 4,2%, а также производительности труда – всего 6%».

По данным Роскомстата, на сентябрь 2006 года, темпы роста производительности труда в России снижались с 7 % в 2003 году до 6,5 % в 2004году и 5,5 % в 2005 году.

Таким образом, «среднюю» ситуацию существенно портят опережающие темпы роста оплаты труда по сравнению с темпами роста производительности труда. По сведениям Российской газеты[1] в целом за семь месяцев 2006 года тенденция увеличения разрыва опережающих темпов роста среднемесячной заработной платы над темпами роста производительности труда в промышленности сохранились (1,13 против 1,11 за соответствующий период прошлого года). Заработная плата выросла на 20,9 %, а производительность труда всего на 7,4 %. Хуже всего это соотношение в химическом (1,16) и металлургическом (1,15) производствах. Объемы производства росли здесь не так, чтобы очень - на 2-2,1 %. Зато средняя заработная плата подскочила на 19,4-23,9 %.

Приведенные факты свидетельствуют о том, что отечественная промышленность источником роста доходов населения быть не может. О ее неспособности конкурировать на собственном российском рынке с иностранными компаниями говорят многие факты. Один из последних примеров - отказ российского IT-концерна «Ситроникс»[2] от изначальной идеи построения отечественного мегабренда потребительской электроники. Российский бизнес не смог конкурировать с азиатскими производителями.

Сопоставляя рост бюджетных доходов и доходов населения с состоянием и возможностями нашей промышленности можно утверждать - мы проедаем созданное нами быстрее, а главное больше, чем создаем. Значит, в нашей экономике постоянно присутствует фактор, объективно стимулирующий рост инфляции. Ее сдерживание, впрочем, не всегда удачное, осуществляется не увеличением выпуска отечественных товаров, а за счет завоза продукции из-за рубежа. Платой за него, в итоге, являются наши невосстановимые ресурсы - газ, нефть, другие полезные ископаемые.

Лишь многократный рост мировых цен на полезные ископаемые позволил увеличить показатели нашего экономического роста – валовой внутренний продукт (ВВП), доходы бюджета, социальные выплаты и т.п. Это сгладило социально-экономическую напряженность, характерную для России конца 20 века. Количество россиян, как это заметил Президент В.В.Путин, стало снижаться, вследствие превышения смертности населения над рождаемостью, медленнее. В последние 2-3 года Россия уменьшается всего на 700-750 тыс. человек в год, в то время как в 90-е годы прошлого столетия этот показатель составлял 1500-1600 тыс. человек в год. К сожалению, это также означает уменьшение такого производственного ресурса, как рабочая сила, которая столь же необходима для развития экономики как материальные и финансовые ресурсы, предпринимательский талант.

Последнего экономического фактора, в широком смысле, российской экономике явно недостает. Иначе бы пресловутый Стабилизационный фонд не вырос до размеров, сопоставимых с доходами федерального бюджета. В настоящее время он составляет около 60% бюджета или 2,5 трлн. рублей, но на развитие отечественной промышленности не было инвестировано ни рубля. Реального роста основных фондов в промышленности России много лет не наблюдается, российские деньги на Россию не работают.

Интересно также мнение Международного валютного фонда (МВФ) об экономике России. По данным информагенства Рейтер от 7 ноября 2006 года, МВФ в своем аналитическом докладе вновь упомянул об инфляционных рисках, заметив при этом, что российский бюджет без учета нефтяных доходов испытывает дефицит. При этом экономисты МВФ прогнозируют высокий рост иностранных инвестиций в российскую экономику. Прежде всего, в нефтегазовый сектор, который в основном интересует иностранных инвесторов. Комментарии здесь не требуются. Такие инвестиции позволят лишить российский бизнес главного источника финансовой поддержки национальной экономики. Источника, по сути, единственно реального и пока относительно независимого.

В этой связи представляется логичным, что Президент России вновь и вновь призывает «к осуществлению конкретных шагов по изменению экономики, приданию ей инновационного характера», рассчитывая при этом на рост предпринимательской инициативы. Поэтому, сегодня в очередной раз актуальны вопросы повышения эффективности налоговой системы и снижения налогового бремени.

Такая экономическая политика действительно может способствовать решению задач, стоящих перед российским государством. Но не во всех случаях и не всегда. Мы покажем это, рассмотрев далее влияние на рост производственного потенциала такого инструмента, как амортизационные отчисления, который после принятия Налогового кодекса незаслуженно забыт. По крайней мере, реальных методов, стимулирующих развитие производства в этом направлении, давно не предлагается.

2. Влияние амортизационных отчислений на финансово-экономическую деятельность хозяйствующих субъектов и основные макроэкономические показатели развития российской экономики.

Прежде чем ответить на поставленный выше вопрос, предлагаем сначала ознакомиться с данными официальной статистики о состоянии основных фондов России.

ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ

ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наименование показателя

Добыча полезных ископаемых

Обрабатывающие производства

Производство и распределение

электроэнергии, газа и воды

Всего

 

 

1

2004 год

2005 год

2004 год

2005 год

2004 год

2005 год

2005 год

1

2

3

4

5

6

7

8

Наличие основных фондов (на начало года; по полной учетной стоимости), млрд. руб.

2315,0

2618,0

2885,0

3218,0

2917,0

3089,0

9925,0

Степень износа основных фондов на начало года, процентов

55,4

54,8

47,9

47,8

55,5

55.6

52,7

Наличие основных фондов (на начало года; по остаточной стоимости), млрд. руб.

1032,5

1183,3

1503.1

1679.8

1327.2

1371,5

4221.1

Коэффициент обновления (ввод в действие основных фондов в процентах от наличия основных фондов на конец года, в сопоставимых ценах)

2,4

2,3

2,3

2,6

0,6

0,6

1,8

Стоимость основных фондов введенных в действие в млрд. рублей, исходя из величины коэффициента обновления

55,6

60.2

66,3

83,7

17,5

18.5

160,6

Коэффициент выбытия (ликвидация основных фондов в процентах от наличия основных фондов на начало года, в сопоставимых ценах)

1,0

1,0

1,2

1,2

0,6

0.6

0,9

Стоимость основных фондов выбывших из эксплуатации в млрд. рублей, исходя из величины коэффициента ликвидации

23,1

26,1

34,7

38,6

17,5

18,5

80,3

 

Как следует из данных таблицы, изношенность основных фондов в целом превышает 52 процента. При этом коэффициент обновления превышает коэффициент выбытия (1,8% против 0,9%). Но это превышение незначительно, тем паче, что цены выбывших основных фондов в расчете на сопоставимую единицу измерения таких фондов значительно ниже, чем у вновь вводимых. Это значит, что наше производство в основном физически изношено, морально устарело и фактически не обновляется. Следовательно, на нем невозможно производить конкурентоспособную продукцию не по количеству, не по качеству.

Почему же, несмотря на постоянные призывы обновлять и модернизировать основные фонды на базе высоких технологий, отечественный бизнес, даже имея достаточные финансовые возможности, не спешит расставаться с неэффективным, а порой вовсе недействующим оборудованием, механизмами, транспортом. Причин несколько. Рассмотрим некоторые из них.

Причина 1-я – налоговая.

Если рассчитать[4] срок службы оборудования, исходя из величины коэффициента обновления, то срок его эксплуатации составит 56 лет. В действительности в лучшем случае около 35 лет (в США 15 лет). Норма амортизации при этом составит 2,9% . Умножив эту норму на величину учетной стоимости оборудования, мы получим сумму амортизационных отчислений, которые будут отнесены на издержки производства. Она равна 287,8 млрд. рублей в год (2,9% х 9925,0 млрд. рублей). Соответственно, налогооблагаемая база по платежам налога на прибыль будет уменьшена за счет амортизационных отчислений на соответствующую сумму. В нашем случае бюджет получит налога на прибыль меньше на 69,1 млрд. рублей (287,8 х 24%).

Но есть и другая сторона медали – налог на имущество. Может быть, он компенсирует бюджетные потери от амортизации. Рассмотрим эту сторону вопроса. В нашем случае сумма платежа в бюджет составит 92,9 млрд. рублей (2,2%х4221.1).[5] Уже при средней норме амортизационных отчислений 3,9%, а реально она выше, платежи в бюджет, исчисляемые от стоимости имущества, «компенсируются» их уменьшением за счет отнесения на затраты реализованной продукции амортизационных отчислений от стоимости того же имущества.

Приведенные примерные расчеты наглядно показывают, что:

а) ввод новых основных фондов увеличивает платежи в бюджет, налоговую нагрузку на предприятие;

б) расставаться с бездействующим оборудованием невыгодно, так как его наличие позволяет значительно экономить на налогах. Причем, чем больше этого «добра» на балансе, тем выгоднее это предприятию.[6]

Нам сразу могут возразить, что для того и существует амортизация, чтобы накопить денег на обновление оборудование, что государство сознательно идет на уменьшение налоговых поступлений. Но приводит ли это к ожидаемому результату – росту производства? Для этого рассмотрим следующую причину.

Причина 2-я – учетная.

В середине августа 2006 года Президента России посетил председатель РАО ЕЭС с программой реформирования этого ведомства. Из короткого телесю

Комментарии
Ваш комментарий будет первым =)

Оставить свой комментарий


Отправляя форму, вы даете согласие на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.
Пожалуйста, перед тем как оставить отзыв, ознакомьтесь с правилами комментирования и памяткой читателям