выбор региона
+ Добавить
Компанию, объявление, отзыв...

Новые подходы к вопросу решения дидактических задач повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в современной высшей инженерной школе

11.02.2014

 

© Анатолий Н. Елагин,

Действительный член (Академик) по Отделению

системного анализа и дидактики высшей школы IAS PID,

 профессор ОАУК IAS PID

 

 

 

Система отечественного инженерного образования для реализации образовательных программ по  подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием широко опирается на разнообразные учебные организационные формы.

С момента зарождения высшей школы до наших дней  ведущим звеном целостной структуры воспроизводства инженерных кадров в российских вузах является Лекционная форма проведения учебных занятий.

В педагогической практике такая форма передачи научных и профессиональных знаний, наряду с семинарами, практическими занятиями, лабораторными работами и практикумом, НИРС, самостоятельной работой студентов, реализуемых под контролем преподавателя, трактуется - как способы управления познавательной деятельностью студента для решения определенных дидактических задач.

Именно - Лекция как центральное звено подготовки инженерных кадров закладывает основу научных и специальных знаний. И потому с нее начинается первое знакомство студента с учебным курсом.

Лекция в высшей школе – главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель  - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.

В основе традиционного учебного процесса в современном инженерном вузе   лежат - поточная лекция преподавателя (обычно профессора), библиотека соответствующей литературы, как правило,   рекомендованная этим преподавателем,  лабораторный практикум - его оборудование и аппаратура,   

С середины X1X века по мере роста научных и технических знаний усилилась потребность дополнения лекций практическими занятиями, стимулирующими самостоятельность и активность студента.

В настоящее время наряду со сторонниками лекционной формы работ существуют противники лекционного изложения учебного материала. В их контраргументах есть доля истины, во всяком случае, над ними  стоит задуматься.

Лекции представляют собой хорошо структурированный массив знаний по изучаемой области. Как правило, лекции читаются для всего студенческого потока. Лекционная форма передачи знаний является основным источником передачи научных и профессиональных знаний по изучаемым дисциплинам и как правило, осуществляют наиболее квалифицированный состав профессорско-преподавательского контингента данного.

Самостоятельная работа студента с материалами лекций, ознакомление и изучение литературных источников, рекомендованных преподавателями по замыслу логики учебного процесса должна помочь студенту в освоении и овладении совокупными знаниями и умениями по избранной специальности.

Сегодня передача информации в учебном процессе от источников – преподавателя и печатных материалов к приемнику – студенту осуществляются, в основном, по двум каналам: вербальному и зрительному.

При этом априори подразумевается, что перед   профессором сидит поток студентов, имеющих в среднем «среднее» образование, «средние» способности, «среднее» отношение к жизни (активное, пассивное).

При этом и лектор и студенты глубоко убеждены, что это далеко не так.

 
ЛЕКЦИЯ как  составляющая традиционного учебного процесса.

Безусловно, лекции талантливого профессора играет важную роль в качестве первого  источника информации, особенно, на начальном этапе знакомства студентов  с основными научными и инженерными проблемами, излагаемые в  курсе конкретной дисциплины.

Не малую роль играет лекция и в нацеливании внимания студента на наиболее сложные и важные разделы изучаемого курса. Талантливый лектор может не только информировать, но и серьёзно увлечь студентов проблемами и перспективами читаемого курса, а в ряде случаев даже определить инженерную судьбу будущих специалисто.

Однако задачей учебного процесса является не только информирование студентов о состоянии науки и практики в читаемом учебном курсе, но и активное закрепление передаваемых знаний в памяти будущих инженеров до уровня рабочего инструмента  для использования этих знаний в их будущей инженерной науке и практике.

Как показывает опыт нашей многолетней педагогической практики в техническом вузе, лекция  как средство передачи  знаний, к сожалению, не может решить  задачу закрепления знаний, поскольку,   конспекты лекций,  записанные  студентом в процессе  её слушания, едва ли   могут быть использованы в качестве серьёзного средства активного закрепления информации,  например,   при подготовке к экзамену по читаемому курсу.

 При подготовке к экзамену важную помощь, помимо учебника, могла бы оказать,  индивидуальная  консультация преподавателя, читавшего курс, что при поточной системе обучения теоретически возможно, но практически нереально.

Далее,  и это самое главное,   с помощью  лекционного курса невозможно полностью передать и закрепить требуемый  объём информации для каждого конкретного студента,  учитывая его способности.

Это вызвано тем, что студенческий коллектив  крайне разнороден и по своим способностям, и по упорству, и по отношению к жизни, что учесть при поточной системе обучения  опять – таки возможно, но практически нереально.

Отсюда следует вывод о том, что качественный процесс закрепления знаний каждого студента требует организацию учебного процесса, близкого к индивидуальному. К сожалению, как отмечалось выше,  при массовой подготовке специалистов организовать индивидуальное обучение, традиционными методами и средствами   невозможно.

Мы считаем, что роль ИНДИВИДУАЛЬНОГО «ПРЕПОДАВАТЕЛЯ»  по материалам прослушанной лекции следует предложить  КОМПЬЮТЕРУ, в  память которого , преподавателем – лектором вводится  полный текст лекции, которую он читает «потоку студентов». Кроме того, в компьютерный текст лекции могут быть введены  данные о дополнительных  источниках информации: книги, статьи и другие источники, раскрывающие содержание лекционного материала.

Принимая важность  решения поставленной задачи, и необходимость поиска выхода из создавшегося положения мы предлагаем методику «Синтеза традиционной и компьютерной образовательных технологий»

 
АЛГОРИТМ РЕАЛИЗАЦИИ АВТОРСКОЙ МЕТОДИКИ

 

 ПРИ ВХОДЕ в лекционную  аудиторию, студенты сдают  технику кафедры, ведущей курс, свои дискету или флешку.

Далее следует ПОТОЧНАЯ ЛЕКЦИЯ.

При этом лектор «читает» учебный материал,  в основу которого, положена распечатка учебного материала,  записанном в памяти  компьютера. А внимание и мышление студентов  направлено на  максимальное понимание излагаемого лектором учебного материала.

Кроме того, реализация лекции может быть в значительной степени оживлена:  возможно, провоцирование утверждений, вызывающих возникновение кратковременных дискуссий, обмен мнениями, так как при подобной организации лекции отпадает резкое ограничение  времени   лекции, так как нет необходимости тратить время на попытки записывание конспекта  лекции.

Очень важно отметить, что в отличие от традиционной лекции,  при реализации предлагаемого алгоритма, как правило, отмечается возникновение  психологического комфорта, проявляющегося в  спокойствии студента, слушающего лекцию. Его внимание, в основном, сосредоточено на понимание излагаемого учебного материала. Ведь у него нет необходимости лихорадочно записывать конспект – он его обязательно запишет, дома в спокойной обстановке, имея в своем распоряжении полный текст лекции на флешке.

ПОСЛЕ ЛЕКЦИИ студенты на выходе из лекционной аудитории получают свои дискеты или флешки с полным текстом прослушанной лекции и уходят домой, если дома есть компьютер или идут в лабораторию информатики.

 

 РАБОТА С КОМПЬЮТЕРНЫМ «КОНСУЛЬТАНТОМ»

ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ  ЗНАНИЙ, ИЗЛОЖЕННЫХ В ТЕКСТЕ ЛЕКЦИИ.

 

Компьютер – «консультант» решает в домашних условиях или в вузовской компьютерной лаборатории важнейшую задачу закрепления знаний. Этот процесс является сугубо индивидуальным, учитывающий способности,  упорство студента, что не в состоянии решить лектор, ограниченный 90 минутами лекции.

Первая задача «Компьютера-консультанта» – повторное (а в случае необходимости многократное) включение зрительного и вербального каналов.

Таким образом, компьютер после поточной лекции  заменяет личного консультанта - живого преподавателя.

При этом в распоряжении студента появляется «лектор», который в состоянии  «учесть» характер, возможности  и способности обучаемого - и  тех, кто «схватывает учебный материал на лету» и  тех, кому необходимо   не один раз и в любой последовательности закрепить учебный материал, то - есть для «вдумчивого и упорного студента». Этим  компьютер  «учитывает» упорство, способности и возможности всего диапазона интеллекта студентов потока.

 

Вторая и самая главная задача компьютера – обязательное  включение тактильного канала и здесь по настоящему «закипает» работа по закреплению  учебного материала в памяти студента.

Одной из важнейших задач, которую решает  предложенный алгоритм реализации учебного процесса, является возможность не только повторное использования  вербального и зрительного каналов ввода информации для закрепления её в памяти студента, но и подключение дополнительного третьего – тактильного канала ввода информации в мозг студента.

И здесь уместно привести слова известного нейрофизиолога, академика   Н.А. Бернштейна, подтверждающие роль и значение тактильного канала: «Представление, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг, вначале  казалось парадоксальным и  лишь с трудом проникло в сознание педагогов».

Именно перенос с экрана компьютера (зрительный канал) на лист бумаги в виде КОНСПЕКТА (тактильный канал), предварительно прочитанного текста  (повторный вербальный канал), а не техническое переписывание, служат фундаментом для глубокой, спокойной интеллектуальной проработки учебного материала.

Можно смело сказать, что грамотное, осмысленное конспектирование, в ряде случаев, может граничить с искусством. Его результат  в виде конспекта , с выделением наиболее, по мнению студента, важных, сложных и даже непонятных разделов.

При этом возможно применение цветовой гаммы компьютера и его  панели рисования. Искусство  конспектирования помогает студенту разобраться в наиболее важных, а иногда, по его  мнению, спорных,  мыслях, высказанных на лекции профессором. И всё это в конечном итоге  приводит к  решению задачи по прочному закреплению учебного материала в памяти студента.                 

В конечном итоге, необходимо подчеркнуть, что, безусловно, форма, объём и содержание конспекта студента и особенно, если она есть, готовность дискутировать  будут отражать и удовлетворять его способности, упорство,  отношение к учебному курсу, да и к жизни.   

                        

 

© Анатолий Н. Елагин, 2008

© IAS PID, 2008

 

 

Комментарии
Ваш комментарий будет первым =)

Оставить свой комментарий


Отправляя форму, вы даете согласие на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.
Пожалуйста, перед тем как оставить отзыв, ознакомьтесь с правилами комментирования и памяткой читателям