Принцип «качай или плати» актуален для тех месторождений, которые сейчас вводятся в эксплуатацию, заявил в интервью Business FM Михаил Барков, вице-президент компании «Транснефть».
По словам М. Баркова, в последнее время «Транснефть» старается в большей степени использовать этот принцип, так как считает его логичным. «Если под услугу реализован проект, проведено определенное финансирование, предусмотрены определенные финансовые и иные обязательства и потом кто-то отказывается от этой услуги, то мы, соответственно, несем убытки – почему мы должны терпеть эти убытки?», − заявил Барков.
Вице-президент привел в качестве примера нефтепровод Заполярье – Пурпе, который связывает ряд недавно открытых месторождений. Эти месторождения уже разрабатываются и обустраиваются с учетом действующей системы магистральных нефтепроводов. Под обещания загрузки нефтепровода «Транснефть» осуществляет мощнейшие капитальные вложения, и компания, заявил Барков, не хочет, чтобы кто-то в итоге сказал: «Вы знаете, мы пошутили». «Поэтому мы внедряем принцип «качай или плати» и будем его внедрять как можно шире, потому что он, повторю, вытекает из логики рыночных отношений», −заявил Михаил Барков.
Компания «Транснефть» не изобретает ничего нового, считает вице-президент, это мировая практика, вытекающая из логики рыночных отношений. В Российской Федерации принцип «качай или плати» применяется в самой крупной частной нефтепроводной компании, которая работает на территории нашей страны, – это КТК (Каспийский трубопроводный консорциум). «Транснефть» является доверительным управляющим российским пакетом акций консорциума. В КТК данный принцип успешно, используется практически с самого основания компании, сообщил Барков, и не вызывает сомнений у акционеров, которых более десяти.
Не все нефтяные компании положительно относятся к введению принципа «качай или плати», но постепенно все нефтяники будут с пониманием относиться к этому принципу и соблюдать его, уверен Барков.
В российском праве термина «качай или плати» в чистом виде не существует, говорит вице-президент «Транснефти», но в целом существующая российская правовая система дает возможность использовать подобные схемы, в частности, такая схема предусмотрена постановлением Правительства Российской Федерации № 218 от 29.03.2011 г. «Об обеспечении недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации…».
Сейчас «Транснефть» ведет работы по расширению мощности нефтепровода ВСТО на условиях «качай или плати», сообщил Михаил Барков. По его словам, если нефтяные компании недодадут или недопрокачают нефть в оговоренных объемах, то они все равно будут платить так, как если бы они прокачали нефть в тех объемах, которые были указаны в договорах до начала прокачки.