выбор региона
+ Добавить
Компанию, объявление, отзыв...

Как кофе подчиняло мир

11.02.2014

Как кофе подчиняло мир



Увлекательная  история кофе берет свое начало в горной местности Эфиопии. Эта страна считается родиной дикого кофейного дерева, из которого вывели Coffea arabica, - аравийское кофейное дерево. Две трети всего кофе в мире изготовляют именно из этого сорта. Неизвестно, когда именно люди узнали о чудесных качествах жареных зерен. А впрочем, кофе арабика уже в XV веке выращивали на Аравийском полуострове. Невзирая на то, что экспорт семян кофе был запрещен, в 1616 году голландцам удалось приобрести саженцы или зерна кофе.


Вскоре они засадили кофейные плантации на островах Цейлон (сегодня Шри-Ланка) и Ява (сегодня положено Индонезии).


В 1706 году голландке привезли молодое деревце из Явы, которое высадили в ботаническом саду Амстердама (Нидерланды). Оно хорошо прижилось. Оттуда кофейные деревья попали в голландские колонии - Суринам и страны Карибского бассейна. А в 1714 году бургомистр Амстердама подарил одно из этих деревьев королю Франции Людовику XIV. Монарх распорядился, чтобы посадить его в теплице Королевского ботанического сада в Париже.


Французы стремились начать торговлю кофе. Они купили зерна и саженцы и перевезли их на остров Реюньон. Однако зерна не проросли. Как сообщают авторитетные источники, все кофейные деревья, кроме одного, погибли. А впрочем, из него все-таки собрали около 15 000 зерен и в 1720 году засадили плантацию. Кофейные деревья считались большой ценностью. Каждый, кто наносил вред хотя бы одному из них, подпадал смертному наказанию. Французы также хотели засадить плантацию кофейных деревьев в странах Карибского бассейна, однако первые две попытки были безуспешны.

 


Офицер французского морского флота Габриель Мэтью де Клее, который был в отпуске в Париже, решил на обратном пути завезти кофейное дерево в свои владения на Мартинце. В мае 1723 года он отплыл на остров с ростком парижского дерева.

 


Как рассказывается в книге "Все о кофе" (англ.), Габриель Мэтью де Клее поместил растение в ящик со стеклянной покрышкой, в который проникал солнечный свет, и где хранилось тепло. Однако подорожный, который завидовал де Клее и не хотел, чтобы он достиг славы и успеха, пытался забрать у него растение. Ему это не удалось, и деревце уцелело. Оно перенесло также тяжелое путешествие: нападение пиратов Туниса, безумный шторм и наихудшее - недостаток питьевой воды во время остановки в экваториальной штилевой полосе.

 


"Воды так недоставало, что мне приходилось более чем месяц делиться своим скромным запасом с саженцем, на который я уповал и который был моей утехой", - писал де Клее.
Искреннее беспокойство офицера де Клее была вознаграждена. Его саженец прибыл на Мартинику живым и впоследствии в тропическом климате разросся и начал плодоносить. "Следовательно, Мартиника прямо или опосредствовано поставила зерна во все страны Америки, за исключением Бразилии, Французской Гвианы и Суринаму", - пишет Гордон Ригли в своей книге "Кофе".

 


А впрочем, Бразилия и Французская Гвиана также хотели выращивать кофейные деревья. В Суринаме голландцы владели саженцами из Амстердама, но пристально их охраняли. Однако в 1722 году один преступник, убежав в Суринам, украл там несколько кофейных зерен. В обмен на эти зерна правительственные чиновники Французской Гвианы согласились подарить ему свободу.
Первые скрытые попытки перевезти зерна или саженцы в Бразилию испытали неудачи. Впоследствии Суринам и Гвиана втянулись в конфликт относительно границы и попросили Бразилию назначить арбитра. Офицера Франсиско, де Мейлу Поэта направили в Гвиану с целью уладить конфликт и привезти немного кофейных саженцев.

 


Слушание дела прошло успешно, и губернатор организовал для Поэта прощальный пир. Женщина губернатора подарила почетному гостю в знак благодарности чудесный букет. Среди цветов были скрыты кофейные зерна и ростки. Поэтому можно сказать, что кофейная промышленность в Бразилии, которая приносит миллионные прибыли, родилась 1727 года из букета цветов.
Следовательно, молодое деревце, что в 1706 году попало из острова Ява в Амстердам, а также его парижский саженец стали прародителем всех кофейных деревьев в Центральной и Южной Америке.
Парадоксально, но в наши дни проблему представляет перепроизводство кофе. Эта ситуация усложняется определенными политическими и экономическими факторами. Скажем, монополия на производство кофе вызывает то, что во многих странах мелкие производители теряют прибыли и даже распахиваются. Такое положение вещей удивляет, особенно когда вспомним о мужчине, который около 300 лет тому назад делил свой скромный запас воды с маленьким саженцем.

Комментарии
Ваш комментарий будет первым =)

Оставить свой комментарий


Отправляя форму, вы даете согласие на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.
Пожалуйста, перед тем как оставить отзыв, ознакомьтесь с правилами комментирования и памяткой читателям