Риторика вокруг кризиса на Украине становится все жёстче. Последняя неделя была пронизана ожиданием анонсируемых санкций, которые запад собирается вводить против России. Особенно негатив усилился после того как в крымские власти приняли решение о присоединении к РФ, которое закрепил прошедший 16 мая референдум. Между тем российские парламентарии в свою очередь также занялись легитимизацией этого процесса, принимая поправки в соответствующие статьи законов.
“Точкой кардинального обострения стало воскресенье – день, на котором решился не только статус Крыма, но правила последующих новых отношений России и мира, - считает Сергей Харитонов, портфельный управляющий компании "Гоупаблик инвест" (http://www.gopublicnow.ru/). - Хотя во многом это уже произошло и решение о присоединении только закрепляет этот факт. Что бы уже ни сделала наша страна, к ней теперь будут относиться совсем по-другому. Инвесторы - и внутренние, и внешние - отчаянно пытаются определиться с тем, как поступить дальше. С одной стороны даже угроза санкций, не говоря уже об их введении способна серьёзно повлиять на хрупкие фондовые и валютные рынки России. С другой – отток капитала в среднесрочной и уж тем более в долгосрочной перспективе неизбежно заставит российскую промышленность и бизнес активно развиваться. Да, вероятно придётся очень трудно, потому что если СССР был полностью самодостаточным государством, то Россия потеряла или запустила очень многие отрасли производства и что особенно важно сегодня – элементную базу в секторе высоких технологий. Отставание очень сложно наверстать, даже при активной финансовой и административной поддержке государства”.
Тем не менее, пока разговоры о санкциях остаются только грозной риторикой. Да и как ещё может быть иначе? С Америкой у России товарооборот меньше, чем с Европой, где он достигает порядка 500 млрд долларов в год. При этом существенная часть денег возвращается обратно в еврозону через российских туристов. Не нужно забывать и про углеводороды и особенно газ, удовлетворяющий около 30 процентов потребностей ЕС. Ангела Меркель на днях заявила, что Германия не настолько зависит от российского газа, как думают многие. Но давайте попробуем оценить её слова: что будет, если остановится Северный поток, а через Украину экспортный газ также перестанет поступать? Большие сомнения возникают в том, что это никак не отразится ни на Германии, ни на экономике Евросоюза.
Не исключено, что недавнее выступление Меркель было сделано под давлением США, которые пытаются охватить Россию со всех сторон. Однако твёрдая позиция Путина и поддержка Китая тоже что-то значат. В самой Америке всё тоже не просто. Несмотря на то, что многие ругают Обаму и призывают его не ограничиваться угрозами, маловероятно, что он пойдёт на такие шаги. Кончается его второй срок: США ограничивает своё влияние на Ближнем Востоке, происходит переориентирование на Иран, планируется вывод войск из Афганистана и снижается давление на Башара Асада. Не стоит забывать, что Крым может успешно предъявить карту Косово, пользуясь одной из серьёзных ошибок, допущенных Европой за последние годы. А что же санкции? В век глобализации любые санкции неизбежно отразятся на обеих сторонах, а также, в том числе и на смежных секторах бизнеса европейских партнёров.