Почти 22 тысячи раз жаловались россияне на коллекторов в 2018 году. Таковы официальные данные, представленные Федеральной службы судебных приставов (ФССП). По сравнению с 2017 году количество жалоб увеличилось на треть.
Основные претензии поступили на грубость и навязчивость сотрудников коллекторских агентств. В ФССП подчеркивают, что по статье «Нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» за 2018 год в судах были рассмотрены 1,5 тыс. дел. Про решения по этим делам не сообщается.
Как обрисовывают ситуацию эксперты ГК «Рыков групп», проблема работы коллекторов заключается в несовершенстве законодательства. Закон №230 ФЗ, который был должен декриминализовать сферу колллекторства, сработал не до конца. И даже наоборот, количество жалоб возросло.
«Ситуация тупиковая. Кредиторам необходимо получить свои средства. ФССП не может им в этом помочь, тогда они обращаются к коллекторам. Те, как видим, иногда переходят грань закона в работе с долгами, и должники жалуются в ФССП», - резюмирует председатель Подкомитета по финансовой грамотности и финансовому оздоровлению Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям Иван Рыков.
По его мнению, необходимы другие институты, которые бы занимались цивилизованным взысканием просроченной задолженности. Как развивает свою мысль Иван Рыков, следует задуматься о создании профстандарта частного взыскателя долгов. В котором, будут четко прописаны права и полномочия таких взыскателей. На основе этого профстандарта можно будет вводить систему лицензирования и ранжирования взыскателей, которые отсеют непрофессионалов, что будет на руку, как кредиторам, так и должникам.