На территории России, а ранее на территории СССР, главное направление по перевозке груза - железнодорожные грузоперевозки. Особенно данный тип перевозок нашел широкое применение в районах Сибири и Дальнего Востока. В связи с этим грузоперевозки с помощью железнодорожного транспорта до сих пор в логистических схемах перевозок различных компаний и производств играют немаловажную роль, если не сказать, что главную. При этом через железную дорогу проходят существенные материальные потоки, такие как сырье, полуфабрикаты, материалы, разнообразную продукцию и т.д.
Одной из главных задач в хозяйственной деятельности является измерение характеристик материальных потоков, в частности таких метрологических характеристик как масса. Помимо коммерческих требований есть три статьи Устава использования железнодорожного транспорта. Необходимость оценки нагрузки железнодорожных транспортных средств продиктованы безопасностью передвижения на железнодорожных путях, коммерческой деятельности и логистики. Какой же метрологический инструмент применяется для оценки параметров груза, определения его массы?
На текущий день в Российской Федерации действует ряд стандартов и норм: технологические условия погрузки, которые нормируют безопасное положение груза в транспорте; государственные стандарты, регламентирующие погрешности; методы произведения измерений и произведение расчетов потерь. На рынке метрологических измерительных приборов в сегменте вагонных весоизмерительных комплексов представлен широкий спектр как отечественных, так и зарубежных типов весового оборудования для железнодорожного транспорта.
Главный вопрос, который встает перед коммерческими предприятиями, производственными и складскими цехами состоит в том, какой тип вагонных весов выбрать для осуществления индивидуальных коммерческих, технологических и других задач предприятий. На текущий момент помимо особенностей технологических требуется так же учитывать выбор железнодорожных весов с точки зрения удобства в интегрировании весового комплекса в АСУ предприятия. Одним из самых распространенных типов весов являются весы тензометрического типа. Впервые тензометрическое весовое оборудование появилось на западе в начале 70-х годов. Зарубежные фирмы обладают почти 40-летним опытом проектирования и выпуска вагонных весов тензорезисторного типа, российские же производители уже около 20-ти лет производят разработки и выпуск своих моделей весового оборудования. Наибольшее распространение современных тензометрических весов достигли после принятия нового Устава железнодорожных перевозок.
Стандартным типом весов поставляемых известными зарубежными фирмами являются платформенные вагонные весы. Главными конструктивными особенностями данного типа весового оборудования являются:
- железобетонный фундамент;
- жесткая грузоприемная платформа со специальным покрытием;
- специальные самоцентрирующиеся тензорезисторные силоизмерительные датчики веса с узлами встройки.
При соблюдении всех норм при строительно-установочных работах гарантируются высокие показатели метрологических характеристик в течение всего эксплуатационного срока весов. Высокие показатели метрологических данных в межповерочный интервал в весовом оборудовании обеспечен, с помощью специальной параметрической стабилизации условий силовведения в устройствах грузоприемки.
С помощью весов данного типа вы сможете обеспечить наиболее качественный результат при взвешивании в покое расцепленных вагонов. Также можно получить достаточно хорошие характеристики массы при взвешивании в процессе движения до 10 км/ч.
Главный недостаток весов платформенного типа - высокая стоимость монтажа фундамента. Особенно данный фактор играет существенную роль в районах севера: стоимость создания фундамента практически приближается к стоимости весов. Так же немалую роль играют сроки монтажа, которые составляют не менее 2 месяцев.
Для качественной работы весового оборудования платформенного типа в период всего срока эксплуатации клиенты требуется выполнить следующие шаги:
- произвести исследования;
- произвести проектные работы по проектированию фундамента, обустройству весового пункта, заземлению и молниезащиты;
- согласовать проектную документацию с поставщиком;
- произвести строительные работы.
Не менее большим недостатком данных работ является неквалифицированный подход к проектным работам и строительству фундаментного основания, в следствии долговременное качество вагонных весов ставится под вопрос. Результатом является снижение качества получаемых метрологических данных. Необходимость спроектировать такой тип весового оборудования, чтобы его монтаж не требовал столь долгого срока установки, не требовал остановки подъездных путей на длительные сроки в несколько месяцев.
В результате отечественные производители разработали весовое оборудование с промежуточным силовым каркасом. Силовой каркас в данной конструкции располагается между фундаментом и платформой. В результате использования данной конструкции стало возможным значительно снизить требования к строительству фундамента.
Весы данной модификации обеспечивают как статическое взвешивание, так и взвешивание в движении.
В последнее время в результате исследовательских работ были спроектированы весовые системы, в которых силоизмерительный датчик вагонных весов устанавливается непосредственно на шпальную конструкцию, не требуя при этом дополнительного строительства фундамента. Следует отметить только одну важную деталь при установке данных весов - климатические условия. В результате обледенения датчиков такого типа значительно могут быть искажены показания массы транспорта.
Также немаловажным фактором в процессе выбора железнодорожных весов является возможность произвести интеграцию весового оборудования в систему АСУ предприятия. При наличии данной функции вы сможете автоматизировать учет и анализ материальных потоков и систем управления грузопотоков предприятия. Также необходимым требованием технического комплекса является возможность мониторинга состояния и самостоятельной поверки оборудования, информационную безопасность, возможность производить идентификацию транспорта.
