Как известно, тормозная жидкость гигроскопична и при первой же возможности активно впитывает влагу.
В теории, если тормозная система полностью исправна и водитель не забывает проверять и вовремя доливать тормозуху в бачок, воздуху в ней неоткуда взяться! Но не будем забывать про бачок, находящаяся в котором тормозная жидкость контактирует с воздухом и при этом может перемешиваться с той частью жидкости, которая залита в систему.
Кроме того, очень часто сальники или другие соединительные элементы пропускают воздух хотя бы в микроскопических дозах. То есть плотности соединений вполне достаточно, чтобы тормозуха не вытекала (почему и не видно характерных подтеков и луж, которые бывают при сильном износе тормозной системы). Однако, воздух, а вместе с ним – и атмосферная влага, все-таки могут постепенно проникать в систему и поглощаться тормозной жидкостью.
К аналогичному результату могут привести и микротрещины в шлангах. Но чем же так опасно попадание даже малого количества влаги в тормозную систему?
Во-первых, снижается температура кипения тормозной жидкости. Присутствие всего 2-3% воды понижает точку кипения тормозухи примерно на 70°С.
Возьмем для примера DOT-4. В норме температура закипания «сухой» (т.е. новой, без влаги) жидкости DOT-4 составляет порядка 230°С. А для «мокрой», содержащей до 3,5% влаги, этот показатель не превышает 155°С. Еще больше влаги – значит точка кипения еще ниже, пока не опустится до 100°С (температуру закипания воды все помнят?).
При длительных торможениях – например, при спуске по горной трассе, а также – при маневрах на скорости, тормоза разогреваются будь здоров! И если тормозуха закипит, в ней начнут образовываться микроскопические пузырьки газа.
В отличие от несжимаемой тормозной жидкости, эти пузырьки сжимаются как раз-таки очень хорошо. Вследствие этого сила давления, возникающего при нажатии на педаль тормоза, будет в первую очередь расходоваться на сжатие этих пузырьков. То есть водитель жмет на педаль, педаль мягко уходит в пол, но торможения… не происходит.
Самое страшное, что это может случиться на крутом повороте или при обгоне. Возможные последствия даже представлять не хочется!
Так что при первых же подозрениях, что тормоза стали работать «как-то не так», лучше проверить в автосервисе состояние всей системы торможения. В том числе, проверить тормозную жидкость на наличие воды.
Во-вторых, попадание влаги в тормозную жидкость постепенно приведет к коррозии металлических узлов и деталей системы торможения автомобиля. Понятно, что ремонт поржавевших узлов системы торможения обойдется гораздо дороже ежегодной замены тормозухи. Но, по сравнению с риском отказа тормозов во время движения, это уже сущие пустяки!
Насколько часто нужно менять тормозную жидкость – каждый год или каждые два года, как рекомендуют производители – это, конечно, вопрос открытый.
В любом случае, с пренебрежением относиться к тормозухе (доливаю, не протекает, и ладно!) и излишне экономить на этом явно не стоит. Тысяча-полторы рублей за замену тормозной жидкости с прокачкой – отнюдь невысокая цена за безопасность и уверенность на дороге!