Государство отказывается от масштабной поддержки занятости населения. Между тем стратегические промышленные предприятия до конца года могут получить свыше 52 млрд бюджетных рублей
В ходе заседания правительства в конце августа глава Минтруда РФ Максим Топилин сообщил, что в соответствии с распоряжением правительства в 2015 году будут выделены средства из федерального бюджета бюджетам еще 2-м областям - Свердловской и Кировской: они должны послужить снижению напряженности на рынке труда вокруг Уралвагонзавода, Кировского машиностроительного завода 1 Мая, а также Кировского завода по обработке цветных металлов.
Логику Минтруда экспертам понять сложно - государственная поддержка занятости на российских предприятиях носит определенно бессистемный характер, средства выделяются выборочно, а в самом явлении отсутствует четкая логика. Очевидно, что сегодня такая поддержка крайне актуальна в первую очередь для компаний и предприятий малого и среднего бизнеса, она очень нужна и аграрному сектору, и небольшим моногородам. Однако точечные вливания не способны повлиять на все ухудшающуюся картину с диспропорцией рынка труда – любой экономике для адаптации в условиях кризиса необходима в первую очередь массовая внутренняя миграция, которая должна быть простимулирована за счет поддержки трудовой мобильности населения.
В 2015 году субсидии на поддержку региональных программ занятости на общую сумму 2,5 миллиарда рублей уже получили восемь субъектов РФ. "Стабильное состояние рынка труда — это одно из важнейших направлений нашей с вами работы и антикризисного плана, который в настоящий момент реализуется. Когда людям грозит увольнение, мы не просто должны смотреть за тем, что происходит, хотя это и сложные процессы, но и стараться влиять на эту ситуацию", — подчеркивал премьер-министр России Дмитрий Медведев. Тем не менее напряженная ситуация на рынке продолжает оставаться в 19 регионах России - в Карелии, Адыгее, Калмыкии, Дагестане, Курганской области, Алтайском крае, Забайкалье, Иркутской и Томской областях.
Профессиональное сообщество справедливо отмечает, что выделяемые средства, во-первых, не пропорциональны масштабу бедствия, во-вторых, не в состоянии охватить все регионы и категории нуждающихся в них. Минтруд, в распоряжении которого находятся пресловутые 52 млрд рублей для финансирования поддержки занятости в регионах, вероятно, намерен сэкономить немалую их долю и предполагает полностью исключить из списка датируемых предприятия малого, среднего бизнеса и сельского хозяйства, что грозит социальным коллапсом не только ряду территорий, но и отраслей национальной экономики.
На национальном рынке труда сегодня отсутствует само понятие «мобильность трудовой миграции», поэтому набирают силу такие явления, как временная трудовая миграция: россияне вынуждены все чаще прибегать к вахтовой системе труда в поисках временных заработков на относительно благополучных и богатых вакансиями предприятиях. В то время как огромный потенциал для привлечения дополнительных рабочих кадров есть во многих регионах России - на производственных и промышленных площадках, на предприятиях ОПК.
Сегодня продолжает расти в основном поток региональных трудовых мигрантов в супер-мегаполисы, однако даже при современном уровне безработицы вакансий в других регионах дефицита рабочей силы, по некоторым оценкам, насчитывается не менее 3 млн. А это, как отмечают эксперты, возможность еще и существенного повышения локальной производительности труда.