Лизинг и аутсорсинг в сфере персонала — это процесс предоставления сотрудников и услуг компанией–лизингодателем компании–заказчику. В нем принимают участие три стороны: компания–лизингодатель, компания–лизингополучатель и работник.
Данная услуга давно востребована в иностранных компаниях, а вот в России появилась не так недавно. «После кризиса 1998 года у компаний обострилась необходимость повышать эффективность бизнеса, но в режиме строгой экономии ресурсов, — рассказывает начальник коммерческого отдела компании «СТС Групп» Екатерина Муромцева. — Одним из выходов стало сокращение затрат на содержание персонала и обращение к услугам компаний, специализирующихся на лизинге и аутсорсинге персонала».
Директор по развитию бизнеса кадровой компании AVRIO Group Consulting Людмила Смолина так описывает процесс взаимодействия сторон: до начала проекта лизинга кадровая компания и заказчик согласовывают сроки, количество работников, их профиль, а также гонорар компании–лизингодателя. После заключения договора отбирается необходимое количество работников, кадровая компания заключает с ними срочный трудовой договор и предоставляет компании–заказчику.
Для работодателя такая схема удобна тем, что не обременяет его расширением штатного расписания, транзакциями по налоговым и социальным выплатам и т. д.
При этом, как отмечает территориальный директор Kelly Services Нина Мулёва, последние несколько лет услуга лизинга все больше усложняется: если раньше клиенты просили только поддержку кадрового администрирования и бухгалтерского учета, то сейчас требуется также привлечение поставщиков, оказывающих такие услуги, как развозка сотрудников, организация питания, мобильная связь и ДМС и т. д.
Лизинг персонала востребован производственными организациями, подверженными сезонному фактору, клининговыми и кейтеринговыми компаниями, ретейлерами, предприятиями общепита, складской логистики, а также для подмены работников во время отпусков и больничных.
Российский рынок подбора временного персонала оценивается экспертами в $ 80 млн. Как отмечают в «HeadHunter Северо–Запад», количество работодателей, заинтересованных в работе с персоналом по такой схеме, росло на 5–7 % в год — до принятия закона, запрещающего заемный труд. Не вполне понятно, как будет осуществляться лизинг после 1 января 2016 г. «Это не значит, что лизингодатели уйдут,— говорит Екатерина Муромцева, — вероятно, многие изменят схему работы в предоставлении услуг и продолжат работу». В HeadHunter отмечают, что, скорее всего, в целом по рынку вырастет стоимость провайдеров услуг, которым придется приобретать лицензию, что увеличит и расходы компаний–работодателей.