Андрей, начну с очень прямого вопроса: а зачем вообще Рунету конкурсы, рейтинги, первенства? Может быть, они нужны только их создателям?
- Вы задали очень распространённый вопрос, спасибо. Тем не менее, это мнение ошибочно. Все эти «конкурсы, рейтинги, первенства» важны, в первую очередь, для рынка: и для заказчиков сайтов и приложений, и для их разработчиков. Такие мероприятия структурируют рынок, задают некую систему координат. Вот вы видите, что кто-то победил в конкурсе, поднялся в рейтинге. Смотрите на его достижения, сравниваете со своими. Соглашаетесь с его победой или нет. В любом случае, появляется какая-то внешняя точка отсчёта. Без таких точек отсчёта рынок будет аморфным, малопонятным.
Для разработчиков конкурсы становятся ещё и драйвером развития. Мы сами много раз слышали истории вроде: «И мы решили, что в следующем году должны подняться в «Рейтинге Рунета» на десять пунктов!». Или, скажем, «получить в «Рейтинге Рунета» первое место». Студия начинает работать над проектом уже не только для заказчика, но и для конкурсного жюри, подтягивает свой уровень, а вместе с ним растёт и уровень всего рынка.
Ну и, наконец, конкурсы – это просто лекарство от рабочей рутины. Представьте, вы тянули проект шесть месяцев, потратили на него пять килограммов нервных клеток. Наконец, он завершён. И что в конце? Акт выполненных работ? Не очень вдохновляет, согласитесь. И совсем другое дело, когда аплодисменты, статуэтка и фотосессия. А без таких ярких событий остаётся только будничный конвейер и всё.
- Получается, что качество конкурса значения не имеет? Рутину любой развеет.
- Вспоминается шутка: «Все грибы можно есть. Но некоторые только один раз».
Плохие конкурсы не выживают. Мы каждый год слышим о «конкурентах», и каждый раз – о новых. Это ведь только кажется, что всё просто: заявки собрал, призы раздал, профит! На самом деле, за нашим конкурсом стоит огромная каждодневная работа по зарабатыванию доверия. Буквально потом и кровью. Мы ведь не только конкурс организуем, мы и рейтинги студий строим, и мероприятия отраслевые проводим, и контентентые проекты развиваем. Всё это конвертируется в авторитет и доверие, а уже они – в участников конкурса.
- Приходилось ли сталкиваться с обвинениями в несправедливом судействе?
- У нас честность – внутренняя принципиальная позиция. То есть, я сейчас не о декларациях говорю, все конкурсы обещают честное судейство, я говорю именно о внутренней позиции. Так сложилось, что для всех участников команды «Рейтинга Рунета» вопрос честного судейства – личный пунктик. Поэтому мы во всех проектах стремимся к полной открытости и понятности.
Рейтинги веб-студий у нас прозрачны на 100%, любой может посмотреть нашу методику и пересчитать всё самостоятельно. Не возникает вопросов, почему эта студия выше, а эта ниже, всё открыто.
С конкурсом сайтов мы тоже стараемся, чтобы всё было прозрачно, чтобы были ясные критерии, известные и авторитетные эксперты в жюри. Но ведь всем понятно, что результаты можно «подкрутить». Поэтому ключевой момент тут именно доверие. Если вы доверяете организаторам конкурса, то, даже проиграв, вы поймёте, что вас обошли в честной борьбе. А если доверия нет – ничего не получится, кроме бесконечных споров и обвинений. Думаю, то, что «Рейтинг Рунета» проходит уже в пятый раз, и каждый конкурс собирает всё больше участников – лучшее свидетельство того, что с доверием у нас всё получается.
Впрочем, можно назвать и «объективный показатель честности». Каждый год у конкурса есть спонсоры, и эти спонсоры также часто в конкурсе участвуют со своими проектами. Но место, которое эти проекты занимают, никак не соотносится со спонсорским статусом. Хотя, казалось бы, за свои-то деньги люди могли бы рассчитывать на нашу «благодарность». Но нет, для нас это момент принципиальный.
- Можно ли по конкурсу проследить, как изменился Рунет за последнее пять лет?
- Да, изменения весьма заметные. Во-первых, очень сильно повысилось качество проектов. Тут, конечно, и мы сами набрали вес, стали интересны для топовых компаний страны, но и качество проектов за эти пять лет объективно выросло очень сильно. Сейчас в номинациях борьба идёт жёсткая и бескомпромиссная, экспертам реально непросто бывает при проведении оценок. Такого, чтобы один проект был явно лучше всех прочих, уже давно нет. Бьются лучшие с лучшими.
Второй момент, касающийся и рынка и конкурса – общее изменение digital-среды. Если пять лет назад всё так или иначе крутилось вокруг сайтов, то сегодня digital-среда включает в себя ещё и мобильные приложения. Это уже совершенно равноправная часть нашего цифрового окружения, в каких-то вопросах даже конкурирующая с сайтами. Например, многие сервисы удобнее использовать в формате мобильного приложения, и если вы поставили себе, скажем, приложение для вызова такси, вы уже не будете заходить на их сайт. Или вот игрушки – мобильные игры вытесняют браузерные.
В общем, этот аспект мы тоже проигнорировать не могли, поэтому в этом году «Рейтинг Рунета» расширился, теперь у нас в конкурсе участвуют и сайты и мобильные приложения. И, думаю, в скором времени их удельный вес в конкурсной программе сравняется.