Всемирно известный производитель мороженого премиального сегмента «Баскин Роббинс» с середины прошлого века развивается только по франчайзинговой системе. По словам Найджела Тревиса, главного исполнительного директора компании Dunkin' Brands, которой принадлежит бренд «Баскин Роббинс», бизнес компании на 99% франчайзинговый. В мире по франшизе «Баскин Роббинс» работает около 2000 франчайзи, а самой компании принадлежит лишь один завод по производству мороженого в Канаде. Остальные заводы в каждой стране принадлежат франчайзи компании.
У российского франчайзи «Баскин Роббинс» есть завод в Москве, открытый в 1996 году. Это крупнейшая в Европе фабрика международного уровня по производству мороженого мощностью в 16,5 тыс. тонн в год. До недавнего времени продажи мороженого «Баскин Роббинс» осуществлялись только через франчайзинговые кафе-мороженые, что не позволяло обеспечить полную загрузку фабрики. И в прошлом году компания начала решительное наступление на рынке, увеличив сети сбыта и предложив товар в новой упаковке. Стограммовые стаканчики, полу- и килограммовые ведерки с холодным лакомством реализуются в сетях «Ашан», «Азбука вкуса», «Перекресток», «Седьмой континент, кафе «Кофе Хауз», ресторанах «Сбарро», кинотеатрах «Каро Фильм», в кафе при автозаправочных комплексах ВР. Кроме мороженого, «Баскин Роббинс» открыл собственные кафе в аэропортах Москвы. В результате продажи компании заметно выросли.
Товарооборот компании в 2009 году составил 585,8 млн руб., а за первое полугодие 2010 года – 315 млн. руб., что более чем на 20% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Продажи мороженого за полугодие выросли на 9%.
«Баскин Роббинс» планирует выйти на европейский рынок. Недавно предприятию присвоен Еврономер, предоставляющий право продажи продукции в странах Евросоюза. По словам управляющей отделом гарантии качества Марины Королевой, это облегчит деятельность фирмы-экспортера и работу фирм-импортеров, так и будет способствовать экспорту продукции в Европу».
Одновременное развитие собственных и франчайзинговых сетей – особенное отличие российского бизнеса. Недостаток собственных средств для развития в период экономического кризиса подтолкнул многие российские компании к пересмотру стратегии развития в пользу франчайзингаОсобенно заметна тенденция ускоренного развития франчайзинга в сегменте общественного питания, которое в кризис догнало торговлю промышленными товарами. Согласно обзору, подготовленному недавно Российской ассоциацией франчайзинга (РАФ), в 2008 году розничная торговля по числу проданных франшиз опережала общественное питание в 2,5 раза, а в 2009 году число бизнес-концепций франчайзинга в сфере общественного питания и розничной торговле практически сравнялись.
Кризис одновременно подогрел интерес независимых бизнесменов к покупке франшиз, так как франчайзинговые предприятия продемонстрировали гораздо большую выживаемость, чем независимые компании. В обзоре РАФ, например, приводится информация, что из 80 тыс. магазинов, закрывшихся в Италии за последние три года, только три работали по франчайзингу. В 2008 году, когда абсолютное большинство предприятий ушли в минус, количество франчайзи 500 крупнейших франчайзеров США выросло на 4,7%, а в 2009-м прирост составил 2,9%.
Выросший интерес бизнеса к сегменту общественного питания позволил компании «Баскин Роббинс» активизировать рост своей сети. Из существующих 148 кафе-мороженых 14 открылись в первом полугодии 2010 года. Чтобы расширить круг потенциальных франчайзи, в компании разработали формат киоска-мороженого площадью 5-6 кв. метров. Такой киоск можно установить в кинотеатре, на вокзале, в крупном магазине. Начать бизнес с такого киоска в 5-7 раз менее затратно, чем открыть полноценное кафе.
По мнению генерального директора «Баскин Роббинс» в России Агнессы Осиповой, развитие собственного бизнеса компании не противоречит общей политике компании. Агнесса Осипова генеральный директора «Баскин Роббинс» в России:
– Развитие франчайзинговых кафе-мороженых «Баскин Роббинс» было и остается нашей основной задачей. В ближайшем будущем основное внимание мы планируется уделять разработке дизайна новых концепций фирменных кафе. Расширение продаж через торговые сети и собственные торговые точки преследует две цели: первая, повысить загрузку фабрики и увеличить прибыль; вторая, сделать наше мороженое еще более популярным.
Справка: Первое совместное предприятие «Баскин Роббинс» в России компания «Баскин Роббинс Совьет Интернэшнл» была зарегистрирована в 1990 году. В 1996 году в Москве открыта крупнейшая в Европе фабрика международного уровня по производству мороженого премиум класса. Сеть “Баскин Роббинс” представлена в 68 городах России и СНГ, насчитывает 148 кафе, в ассортименте компании более
129 сортов мороженого, из которых 3 сорта «Премиум Лайт», 2 шербета, 5 сорбетов, 4 сорта с заменителем сахара.