Образовательные программы по менеджменту повсеместно внедряются в Государственные образовательные стандарты специальностей, которые, казалось бы, далеки от управления. Технические и гуманитарные Вузы относят «Менеджмент» к дисциплинам общего профиля. Чем обусловлен такой внезапно пробудившийся интерес – модой ко всему нетипичному для российского образования или необходимостью, продиктованной требованиями современного состояния экономической системы?
В настоящее время система образования претерпевает переход к стандартам третьего поколения, в которых объединяются дисциплины схожей методологии. При этом особый акцент делается на управленческой «менеджеральной» проблематике.
Чем может быть полезен менеджмент будущим специалистам разных профилей? Менеджмент для юристов – это способность использовать вербальные и невербальные средства коммуникации для защиты своего мнения в суде, для инженеров – это умение расставить приоритеты работ, планирование и нормирование рабочих мест, для гуманитариев – это принятие управленческих решений с оценкой альтернатив, преодоление коммуникативных барьеров в общении. Каждый специалист вынесет из менеджмента для себя что-то новое и необходимое для эффективного осуществления профессиональной деятельности.
В настоящее время огромное количество работ посвящено науке и таинству управления. Модернизация коснулась образовательной сферы в той мере, что способствовала повсеместному проникновению менеджмента в различные специальности. При этом, я считаю, популярность образовательных программ по менеджменту объективной необходимостью, соразмерной с возрастающими требованиями общества.
Постепенному переходу к образовательным программам нового формата предшествовало осознание понятия «менеджмент». Функции менеджмента охватывают все сферы производства или организационного развития, корпоративной культуры или специфики карьерного роста.
В новой модели образования нет места системному подходу, типичному для социалистического времени. Теперь набирает обороты процессный подход, который как нельзя лучше отображает главенство требований заказчиков образовательных услуг, как то предприятий, организаций или частных фирм. Удовлетворение требований заказчика возможно только при дифференцированном подходе к обучению в соответствие с современными нововведениями, такими как менеджмент качества и образовательные модульные программы MBA по менеджменту.
Уже давно назрела проблема перехода к обеспечению качества образовательных услуг, которому могут способствовать следующие мероприятия:
1. внедрение процессного подхода,
2. разработка и использование Систем менеджмента качества,
3. реализация международного стандарта образования MBA,
4. адаптация образовательных стандартов третьего поколения под отечественные программы.
Еще в 1961 году впервые была признана возрастающая популярность менеджмента, как науки и искусства. Отождествовление «современного» понятия управления помогает расширить границы узкой специализации и помочь будущим специалистам в устранении противоречия между необходимостью самосовершенствования и базовым уровнем образования. Множественный подход ассоциируется с новым статусом работника, заменой жесткого контроля на самоконтроль и самоуправление.
Переход сопровождался антибюрократическими мерами, как то: систематизация и каталогизация данных, развитие корпоративной культуры и дисциплины, введение принципа единоначалия, внутрифирменный мониторинг результатов, позволяющими в полном объеме сократить главенство сопроводительной документации с целью возведения будущего и действующего специалиста на пьедестал управленческого самовыражения.
Преимущества, привнесенные менеджментом в учебный процесс того времени, не ставят под сомнение правильность соотнесения дисциплины к общеобразовательным предметам, поскольку разносторонняя развитость специалистов позволила облегчить работу административным работникам, также велика выгода от антибюрократических мер.
В 1967 году образовательным программам по менеджменту выдан статус контролирующих и корректирующих мер учебного, а впоследствии и рабочего, процесса. Процессный подход как альтернатива ситуационному и системному, подразумевает на входе требования общества, а на выходе удовлетворенность заказчика. Знание основ процессного подхода, а главное, преимуществ его использования, позволяет на его примере строить базу для эффективного сотрудничества.
«Процессность» привносит в повседневную деятельность некий оттенок организованности, самосознания персонала и обучающихся, так как в этом подходе изначально заложен смысл коренных креативных преобразований в сфере удовлетворения клиентских запросов.
К сожалению, при переходе к процессному подходу многие ВУЗы и ССУЗы страны не осознали насущной необходимости модернизации действующей базы технических средств обеспечения учебного процесса. То есть выход на новый усовершенствованный уровень невозможен без обновления базы учебных пособий, компьютеризации и обучения персонала азам менеджмента.
В 1992 году актуальность менеджмента была доказана посредством систематичности управленческих подходов.
Наиболее эффективным, а значит востребованным специалистом на рынке труда, считается работник, способный быстро и оперативно решать поставленные проблемы, применяя дифференцированный подход. Давно известно, что к одной и той же ситуации в разные промежутки времени не могут быть применены одни и те же методы решения. В менеджменте насчитывается 4 подхода и более десяти методов принятия управленческих решений. Они могут относится к бытовой сфере, сфере обслуживания, коммуникативной компетенции и информационной грамотности человека. Иерархичность методов позволяет индивиду сделать осознанный выбор в соответствие со своим типом высшей нервной деятельности, манерой поведения или складывающимися обстоятельствами.
В 1994 году, период высшего развития и популяризации менеджмента, перед ВУЗами и ССУЗами стала задача преодоления неоднозначности производственных и организационных ситуаций. Теперь образовательные программы по менеджменту вынуждены были пройти адаптационный период, для приведения содержащихся в них сведений и требований в соответствие с основами властных и делегирующих полномочий.
Теперь признавалось главенство власти в технической, гуманитарной, социальной или прочей направленности, и нужно было закрепить это главенство методологией и процедурами делегирования. Теперь работник мог быть не только рабочей единицей, но имел право на передачу части своей ответственности другим лицами, имеющим достаточный уровень компетенции для решения общих проблем. Разработке комплекса компетентностного подхода посвящены следующие 10 лет.
В 1998 году была осуществлена попытка обоснования проблем информационного или личностного характера, возникающих в отдельных сообществах, решению которых способствует менеджмент.
К таким проблемам были отнесены: стереотипизация общественного мышления, неверная самоактуализация человека в коллективе, преобладание карьеризма как единственно доступной на тот момент формы продвижения по иерархической лестнице, пропаганда внутрифирменных преобразований без достаточной базы.
Развитие образовательных программ по менеджменту не только позволяет оперативно решать проблемы, но и обеспечивает уровневую ответственность за результаты.
В том же году образовательные программы по менеджменту рассматриваются и как панацея по выводу специалистов на новый уровень, когда каждый работник организации при наличии достаточного уровня обучения менеджменту сможет осуществлять управленческую функцию по отношению к доступным ему предметам труда, будь то компьютер, или собственный резерв времени.
Разумеется, это освобождает управленцев среднего или высшего звена от постоянного жесткого или инспекционного (летучего) контроля за каждым своим подчиненным, а элемент доверия переводит взаимоотношения руководителя и подчиненных с административно-командного уровня на уровень социальной лояльности.
На Международной конференции университетов стран СНГ в 2000 году прозвучала идея перевода системы обучения специалистов на новый уровень, когда квалификация будет предопределена наличием или отсутствием сертификата, подтверждающего соответствие/несоответствие работника установленным требованиям социума. Сертификат может быть выдан лишь тем, кто докажет свою профессиональную компетентность посредством прохождения жесткой процедуры аттестации, подтверждающей не только теоретическую подготовленность, но и наличие практических навыков. Для этих целей внедряются Системы менеджмента качества и разъясняется роль международного образования MBA, как возможности повысить квалификацию и приобрести профессиональный статус специалиста, бакалавра, магистра.
В настоящее время «Менеджмент» уже занял свою нишу в образовательном процессе, и требуется лишь доработка некоторых моментов, то есть адаптация менеджмента к особенностям профессиональной деятельности специалистов разного профиля.