Записи о медицинских практиках, как и предполагает классика жанра, были найдены на внутренних стенах пирамид Неферирка-Ра. Многие записи тех далеких времен были написаны на папирусе. Самый старинный документ-свидетельство медицинского практикума датировался 1800 г. до н.э. Преимущественно египтян интересовало таинство родов.
Нельзя однозначно утверждать, но полагают будто автором труда о рождении был легендарный египетский храмовый целитель Имхотеп. Египтяне считали Имхотепа богом, так как он мог делать то, на что другие в его время были не способны – он излечивал от болезни. И во главу угла тут ставилось не вознаграждение, а храмовый менталитет, присущий всем священникам во все времена.
Медицина в Египте тесно переплеталась с религией, а точнее с мифологией. Человек отождествовлялся с животными, рептилиями и птицами. Множество опытов проводилось в храмах именно с ними, в том числе во время праздничных жертвоприношений и мумифицирования.
Параллельно с опытной работой врачеватели подвергли изучению ветеринарию. Покровителями главных направлений медицины считались боги Тот - птицеголовый и Исида-птицекрылая.
Нельзя недооценивать вклад древних врачей Египта в исследование внутреннего строения человеческого организма. Величие таинства мумификации до сих пор овеяно дымкой тайны.
Египтяне знали и различали внешний вид и функции основных жизненных органов человека. Также первое упоминание о мозге, как органе, исходило из страны песков. В основе диагностики сбоев лежал счет пульса, «движения жилки». Активно в повседневной жизни использовались чистки внутренние, и извне.
Храмовые врачи были безгранично убеждены в том, что недуги имеют разную природу происхождения. Например, переедание, природные катастрофические воздействия относились к естественным болезням, а эпилепсия, припадки, судороги и психические отклонения – к сверхестественным (от вселения мертвых злых духов в человека). Соответственно и лечение назначалось различное (лекарственные настои или отпугивающие призывы).
Жрецы, как носители медицинских учений, пропагандировали среди простых египтян чистоту одежды, тела и помыслов. Они избавлялись от волос на теле и голове, для предотвращения появления вшей или иных скверн. Именно от египтян жители стран Востока переняли этот обычай эпиляции, а сейчас эта метода именуется шугаринг.
Не каждый житель Египта мог пройти обучение врачебному мастерству, потому как не каждый мог освоить невообразимо трудный иероглифический алфавит, и не каждый был готов рискнуть своей жизнью в случае неправильного выбора лечения (врачебная ошибка каралась смертью).
Наравне с травмолечением и диагностированием (основные сферы медицинской египетской практики) целители и жрецы применяли нетрадиционные виды лечения (лечение мочой или смолами деревьев).
Наивысшего расцвета в Египте достигли отдельные элементы гинекологии и офтальмологии. Лечение зубиков проводилось весьма диковинными способами. Например, на поврежденную поверхность зуба накладывали пасту для снижения порога чувствительности, этакую местную анестезию, а больной зуб изолировали от остальных странной и пугающей на вид конструкцией из золотой или медной проволоки, обмотанной вокруг нездорового зуба. Получалась нечто, похожее на коронку, но с открытым верхом, на который продолжали накладывать пасту до, вероятно, полного разрушения зуба и нерва, то есть до прекращения боли.
Специфика египетской медицины состояла в четкой интеграции ее направлений, один и тот же врач не мог лечить несколько заболеваний сразу. Интегрированный подход применяется до сих пор в наше время.