В данной статье мастера автосервиса «DDmotors» расскажут о системах электроусилителей руля, их разновидностях и диагностики неисправностей.
Система усилителя рулевого управления с электронным управлением (EPS) включает в себя те же узлы, что и традиционный усилитель рулевого управления. Помимо них в ее состав входят электромагнитный клапан регулирования давления, электронный блок управления усилителем рулевого управления (EPSCM) и контрольная лампа EPS.
Блок EPSCM управляет электромагнитным клапаном, который, в свою очередь, регулирует расход рабочей жидкости, обеспечивая оптимальные характеристики рулевого управления при любой скорости автомобиля. EPS обладает следующими особенностями и обеспечивает таие преимущества:
- небольшое усилие, прикладываемое к рулевому колесу, если автомобиль неподвижен или движется с малой скоростью;
- усилие, прикладываемое к рулевому колесу, зависит от скорости автомобиля;
- усилие на рулевом колесе возрастает пропорционально увеличению угла поворота на средней и на высокой скорости, обеспечивая надежную обратную связь с дорогой.
В системе имеется функция обеспечения отказоустойчивости, при этом полностью сохраняются характеристики управляемости автомобиля с обычным усилителем рулевого управления. Об отказе системы водителя информирует контрольная лампа .
Входные и выходные параметры
Основным сигналом, поступающим на вход блока управления ESPCM, является сигнал датчика скорости автомобиля. Сигнал скорости автомобиля поступает от датчика скорости, обычно установленного в коробке передач. На некоторых моделях сигнал датчика положения дроссельной заслонки (TPS) используется в качестве резервного на случай отказа датчика скорости или обрыва проводки.
В зависимости от скорости автомобиля блок управления EPSCM формирует сигнал с широтно-импульсной модуляцией (PWM), который поступает на электромагнитный клапан регулирования давления, управляя положением якоря.
Электромагнитный клапан регулирования давления присоединен к корпусу распределителя. Он состоит из электромагнитного клапана с плунжером, действующего на подпружиненный якорь, расположенный внутри корпуса клапана.
Системы с управлением потоком
В этой системе EPS регулируется поток находящейся под давлением жидкости, движущейся от насоса усилителя к соответствующей рабочей камере рулевой рейки. В случае небольшой скорости движения машины на электромагнитный клапан подается ток. Плунжер перемещает якорь, который преодолевает пружинное сопротивление, и перекрывает канал бачка для обратного залива жидкости. Давление гидравлики, создаваемое масляным насосом, передается в соответствующую рабочую камеру, при этом требуется небольшое усилие на рулевом колесе.
В случае высокой скорости движения автомашины сила тока, который подается на электромагнитный клапан, уменьшается. Якорь под действием пружины возвращается обратно и открывает канал возврата жидкости в бачок. Гидравлическое давление, передаваемое в соответствующую рабочую камеру, уменьшается, в результате чего увеличивается усилие, необходимое для поворота рулевого колеса.
Поворот налево при низкой скорости
При низкой скорости автомобиля на электромагнитный клапан поступает управляющий сигнал, в результате чего плунжер нажимает на подпружиненный якорь. В таком состоянии канал управления перекрыт, и находящаяся под давлением жидкость из насоса усилителя поступает через канал управления внутри якоря обратно в бачок.
Поворот налево при высокой скорости
При высокой скорости автомобиля величина управляющего сигнала уменьшается. При этом плунжер внутри электромагнитного клапана втягивается. Якорь под действием пружины смещается обратно и открывает канал управления. Жидкость под давлением теперь поступает в канал управления. В приведенном примере жидкость под давлением поступает в правую часть силового цилиндра, приводя к увеличению усилия на рулевом колесе.
EPS реактивного типа
В этой системе EPS усилие на рулевом колесе регулируется за счет использования реактивных плунжеров, расположенных на главном вале распределителя. Если автомобиль остановлен или движется с низкой скоростью, на обмотку электромагнита поступает ток. Якорь внутри электромагнита преодолевает сопротивление пружины и перекрывает управляющий канал плунжеров.
Плунжеры остаются в свободном состоянии, при этом усилие на рулевом колесе мало. С увеличением скорости автомобиля сила тока, который подается на обмотку электромагнита, уменьшается. Якорь внутри электромагнита смещается назад под действием пружины и открывает управляющий канал плунжеров. Гидравлическое давление прижимает плунжеры к главному валу, и усилие на рулевом колесе увеличивается.
Обслуживание и диагностика неисправностей
Этапы работы мастеров в автосервисе:
- Отсоединить шланг нагнетательной линии от насоса.
- Подсоединить специальный инструмент между насосом и шлангом нагнетательной линии.
- Удалить воздух, затем запустить двигатель и несколько раз повернуть рулевое колесо, чтобы рабочая жидкость прогрелась до рабочей температуры около 50-60°C .
- Увеличить частоту вращения двигателя до 1000 ± 100 об/мин.
- Закрыть вентиль манометра и измерить давление жидкости, чтобы убедиться, что оно находится в пределах допустимого диапазона, указанного в руководстве по ремонту.
- Запрещается закрывать вентиль манометра более чем на десять секунд.
Источник: https://ddmotors.ru/