выбор региона
+ Добавить
Компанию, объявление, отзыв...

Пластическая хирургия в кино

11.02.2014

Современные мужчины и женщины – узники. Узники своей эпохи и своих взглядов. Пытаясь обойти неизбежные ограничения нашей земной жизни, мы придумываем себе развлечения, довольно современные. Одним из наиболее впечатляющих и действенных является кино и…пластическая хирургия. Казалось бы, совсем разные на первый взгляд, в действительности они имеют много общего: оба выходят за рамки повседневной жизни, оба могут поворачивать время вспять, оба, как кажется, обходят стороной проблему неизбежности жизни и смерти. Идеальным воплощением и того, и другого является кинозвезда, человек, который никогда не состарится, однажды попав на кинопленку и продолжая жить в нашей памяти неизменно. Звезды дарят нам ощущение вечности, и мы, благодарные, позволяем им жить в нашей памяти.
Поэтому совсем неудивительно, что тема пластической хирургии время от времени мелькает в кинематографе, она дает возможность взглянуть на самого себя. Бесспорно, львиная доля иронии обязательно присутствует, когда подобная саморефлексия выполняет развлекательные функции, но, как правило, в картине идея пластической хирургии подается не как способ высмеять, напугать или раскритиковать. Совсем немногие режиссеры предприняли серьезные попытки дать комплексное представление о пластической или эстетической хирургии и ее роли в жизни общества, соответственно преподнося ее как медицинскую необходимость или возможность для развития общества. В большинстве случаев, в конце концов, подобная тематика необходима, чтобы задуматься или даже сгустить краски вокруг проблемы личности обычно в контексте упадка современного общества.
Пластическая хирургия рано вошла в историю кино, впервые представ как популярная тема в гангстерских картинах, триллерах или фильмах ужасов. С самого начала хотелось бы отметить особую половую специфику этой темы: обычно женщинам необходимо, чтобы их сделали красивыми, мужчины же лишь стремятся к новой внешности. Новое лицо служит маской для преступников и беглецов, позволяя им передвигаться по свету не узнанными и избегать, казалось бы, неотвратимого. Сама пластическая операция может быть в полной мере включена в повествование или преподносится как «мертвая точка». В подобных случаях мы косвенно узнаем о хирургии, что привносит дополнительное драматическое напряжение.
Пытаясь проследить кинографию, вот ряд примеров из истории кино, которые обращались к теме эстетичесокй или пластической хирургии. Как изображаются пластические операции? Что чувствуют пациенты пластических хирургов? Каков образ косметического хирурга? Короче, что можно сказать об эстетической или пластической хирургии, судя по этим фильмам? Зеркало никогда не лжет
Изначально недоверие, с которым относились к пластической хирургии в фильмах, отношение к ней как к части «царства ужаса» в основном стали менее актуальными. Комплексный взгляд на проблему очевиден в тех фильмах, что исследуют взаимосвязь личностной идентификации и внешнего образа, или в сатиристических фильмах о пластической хирургии. Сатира часто фокусируется на фигуре клиента или пациента, который ощущает необходимость соответствовать представлениям общества о красоте - проблема, которой одновременно приходится и задаваться зрителю, и отождествлять себя. Подобным образом, представление о фигуре пластического хирурга также разрослось до комплексности. В некоторых случаях до сих пор обращаются к старым клише, к примеру, в фильме «Отчет меньшинства» Стивена Спилберга, но, как правило, все это нарочитые ссылки на историю кино. Когда сама пластическая операция показывается с детальной наглядностью, обычно это делается для привлечения внимания к технологическому или медицинскому прогрессу, а не чтобы вызвать негативную эмоциональную реакцию. Герои картины «С лицом или без» намекают нам на то, что мире, столь сложном и технически продвинутом, ничего нельзя принимать за чистую монету, впрочем, это традиционная тема в новом контексте.
Большинство фильмов о пластической хирургии фокусируются на одержимости общества молодостью и поверхностном отношении к проблеме человеческой личности и внешности. В «Ванильном небе» Кроуи ставит более высокую планку идеи фильма. В картине рассматривается та проблема, которая переступает пределы традиционного представления о пластической хирургии. Если некогда вам стало известно об искусственной природе таких категорий, как красота, правда, любовь, уместно ли до сих пор говорить об искусственном воздействии на человеческую внешность? Режиссеры всех эпох довольно-таки скептически относились к пластической хирургии. Находясь во власти своего тела, к примеру, страдая от уродства, пациент оказывается беспомощным перед хирургом. Эта идея представлена в ряде контекстов. Пластическая хирургия определенно не представляется чем-то необычным, когда символизирует упадническое состояние в обществе. В этом случае настоящая тема – тщеславие, как пациентов, так и хирургов. К этому контексту преимущественно обращаются комедии. Еще одной вариацией подобной темы становится проблема тщеславия. В этом случае специалисты-медики поддаются соблазну вершить порок, влиятельные возможности пластической хирургии вводят их в заблуждение. В действительности это является одной из составляющих более объемного образа – образа сумасшедшего ученого, который также можно встретить во многих различных жанрах. Бесспорно, изначально в картине представление об эстетической хирургии формируется на основе проблемы личности. Снова к ней обращаются в самых разнообразных жанрах. Пластическая хирургия – очень точно подобранная метафора для изображения проблемы подлинности и иллюзорности, поскольку она наиболее точно сопоставляет внутренние и внешние реалии. Что же касается эстетической стороны фильма, то важность ее очень часто недооценивается. Как мы уже видели, она часто становится не просто темой, но и способом повествования. Косметическая и лицевая хирургия предлагают целый ряд способов повествования, которые необычны для жанра фильма. Лишь только кинематограф действительно способен показать нам, насколько это трудно – смотреться в зеркало после пластической операции. Только фильм может представить перед нами образы, попеременно превращающими нас то в субъект, тот в объект восприятия. Только фильм способен показать неуверенность и сомнения, которые испытывает человек, когда чувство ложного превосходства уступает место чувству вины. В этой ситуации сцена перед зеркалом – ключевой момент, поскольку как зрители мы наблюдаем, или полагаем, что наблюдаем, человеческий разрыв с самим собой. Это ни в коем случае не имеет отношения к техническим приемам фильма, зеркало часто используется как символ потери индивидуальности.
Когда речь заходит о личности, повествование фильма позволяет нам попасть в шкуру представленного героя, и показывает нам противоречия между внутренней и внешней действительностью. В подобных ситуациях контраст между внутренним и внешним – наглядное отражение человеческой личности. Снова зеркало выступает как символ человеческой индивидуальности. Оно не только наводит на мысль о целостности внешности человека и его внутренних качеств, но, что более важно, также может подчеркивать их разобщенность и растущую поляризацию. Все же зеркало остается на страже индивидуальности, индивидуальности не в смысле поста, а в смысле жизненной необходимости.

Комментарии
Ваш комментарий будет первым =)

Оставить свой комментарий


Отправляя форму, вы даете согласие на обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.
Пожалуйста, перед тем как оставить отзыв, ознакомьтесь с правилами комментирования и памяткой читателям